Разрешена ли реклама гадалок, астрологов, знахарей в СМИ?

Действующая редакция закона «О рекламе» не содержит ограничений и запрета на рекламу этих видов услуг. Из чего можно заключить, что эта реклама разрешена по общим правилам, т.е. она должна быть достоверной, добросовестной, не должна побуждать к совершению противоправных действий, осуждать лиц, которые не пользуются этими услугами.

Однако отметим, что во избежание претензий от контрольных органов, не следует под видом  услуг гадалок, экстрасенсов рекламировать медицинскую помощь. Например, недопустима реклама «Мы определим оптимальное время для операции» или «Ваше состояние здоровья улучшится после визита к нам».

Вместе с тем, в случае если в рекламе приводятся сведения об оказании данными лицами отдельных услуг народной медицины (целительства), такая реклама должна быть оценена на предмет соответствия статье 7 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с пунктом 7 статьи 7 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

Согласно статье 57 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан правом на занятие народной медициной обладают граждане Российской Федерации, получившие диплом целителя, выдаваемый органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения.

Решение о выдаче диплома целителя принимается на основании заявления гражданина и представления профессиональной медицинской ассоциации либо заявления гражданина и совместного представления профессиональной медицинской ассоциации и учреждения, имеющего лицензию на медицинскую деятельность. Диплом целителя дает право на занятие народной медициной на территории, подведомственной органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области здравоохранения, выдавшему диплом.

Таким образом, указанный в Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан «диплом целителя», выдаваемый в определённом порядке, является одним из видов специального разрешения на осуществление данного вида деятельности.

Соответственно, в случае размещения в рекламе оккультных услуг сведений об оказании услуг народной медицины, распространение такой рекламы возможно только при наличии у данного лица специального диплома (Разъяснение ФАС России о рекламе оккультных услуг от 13 января 2012 года).

Елена Пальцева

Метки:

Trackbacks/Pingbacks

  1. Вопрос-ответ: что и как рекламировать | Медиаюрист - 09.10.2015

    […] Разрешена ли реклама гадок, астрологов, знахарей в СМИ? […]

Оставить Ответ