Дети-Закон-Журналист

1 июня – День защиты детей. Как действующее законодательство защищает наших детей от воздействия информации, о чём нельзя писать журналистам и что будет за нарушение запретов, читайте в этой публикации.

 

1. Закон РФ «О средствах массовой информации» (ст.4) запрещает распространение в СМИ, а также в сети интернет информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), включая:

— фамилии, имена, отчества,

— фото- и видеоизображения такого несовершеннолетнего,

— его родителей и иных законных представителей,

— дату рождения такого несовершеннолетнего,

— аудиозапись его голоса,

— место его жительства или место временного пребывания, место его учебы или работы,

— иную информацию, позволяющую прямо или косвенно установить личность такого несовершеннолетнего.

Иными словами, данная норма вводит запрет на распространение любой информации о детях, которые пострадали в результате противоправных действий. Обращаем внимание, что не обязательно ребёнок должен быть пострадавшим в рамках уголовного дела. Формулировка закона «противоправные действия» охватывает любые действия лиц, совершенные не по закону.

Статья 41 закона «О СМИ» предусматривает три исключения, когда информация о пострадавшем ребёнке может быть предана огласке,  если распространение такой информации осуществляется в целях защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, пострадавшего в результате противоправных действий.

Но! В этом случае журналист должен:

1) получить согласие несовершеннолетнего, достигшего четырнадцатилетнего возраста и пострадавшего в результате противоправных действий (бездействия), и его законного представителя;

2) получить согласие законного представителя несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста и пострадавшего в результате противоправных действий (бездействия);

3) согласие несовершеннолетнего, достигшего четырнадцатилетнего возраста  и (или) законного представителя такого несовершеннолетнего не требуется, если получить это согласие невозможно либо если законный представитель такого несовершеннолетнего является подозреваемым или обвиняемым в совершении данных противоправных действий.

Согласие должно быть выражено ясно и недвусмысленно, оно может быть дано в любой форме, но предпочтительной является письменная. Если согласия нет, то необходимо освещать ситуацию так, чтобы личность несовершеннолетнего нельзя было идентифицировать.

Ответственность за распространение информации о пострадавшем ребенке:

— Административный штраф на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей с конфискацией предмета административного правонарушения  (ст. 13.11 КоАП).

— Включение сайта, содержащего информацию о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий в «Черный список» Роскомнадзора. Иными словами, блокировка ресурса (ст.15.1 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

2. В 2010 года был принят специальный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Закон ценен тем, что дает подробную классификацию информации (понятийный аппарат).

Законом введена обязательная маркировка информационной продукции для детей.

При этом в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, предусмотрено создание единой автоматизированной системы «Единый реестр доменных имён, универсальных указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» («Черный список»).

Ответственность за нарушение установленных требований распространения среди детей информационной продукции, содержащей информацию, причиняющую вред их здоровью:

— административный штраф на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (ст.6.17 КоАП РФ).

3. В «Черный список» Роскомнадзора попадают материалы с порнографическим изображением несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении их в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятия порнографического характера (ст. 15.1 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»)

4. ФЗ «О рекламе» в целях защиты несовершеннолетних от злоупотреблений их доверием и недостатком опыта в рекламе не допускает:

1) дискредитацию родителей и воспитателей, подрыв доверия к ним у несовершеннолетних;

2) побуждение несовершеннолетних к тому, чтобы они убедили родителей или других лиц приобрести рекламируемый товар;

3) создание у несовершеннолетних искаженного представления о доступности товара для семьи с любым уровнем достатка;

4) создание у несовершеннолетних впечатления о том, что обладание рекламируемым товаром ставит их в предпочтительное положение перед их сверстниками;

5) формирование комплекса неполноценности у несовершеннолетних, не обладающих рекламируемым товаром;

6) показ несовершеннолетних в опасных ситуациях, включая ситуации, побуждающие к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью;

7) преуменьшение уровня необходимых для использования рекламируемого товара навыков у несовершеннолетних той возрастной группы, для которой этот товар предназначен;

8) формирование у несовершеннолетних комплекса неполноценности, связанного с их внешней непривлекательностью.

Ответственность за нарушение СМИ (= рекламораспространитель) законодательства о рекламе:

административный штраф на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей (ст.14.3 КоАП РФ).

4.«Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних» (Пекинские правила), принятые Резолюцией 40/33 Генеральной Ассамблеи  29 ноября 1985 года, так же направлены на оказание максимальной помощи несовершеннолетним в сложных ситуациях.

В п. 8.2 отмечено «в принципе не должна публиковаться никакая информация, которая может привести к указанию на личность несовершеннолетнего правонарушителя», в п. 8.1 «право несовершеннолетних на конфиденциальность должно уважаться на всех этапах, чтобы избежать причинения ей или ему вреда из – за ненужной гласности или из–за ущерба репутации».

5.Кодекс профессиональной этики российского журналиста, одобренный Конгрессом журналистов России 23 июня 1994 года также говорит о защите интересов ребёнка. В нем отмечена этическая норма, что «журналист должен также воздерживается называть по имени жертву преступления и публиковать материалы, ведущие к установлению личности этой жертвы. С особой строгостью данные нормы соблюдаются, когда журналистское сообщение может затронуть интересы несовершеннолетних».

Публикацию подготовила Елена Пальцева

 

 

Метки:, ,

Еще нет комментариев.

Оставить Ответ