1 июня – День защиты детей. Как действующее законодательство защищает наших детей от воздействия информации, о чём нельзя писать журналистам и что будет за нарушение запретов, читайте в этой публикации.
1. Закон РФ «О средствах массовой информации» (ст.4) запрещает распространение в СМИ, а также в сети интернет информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), включая:
— фамилии, имена, отчества,
— фото- и видеоизображения такого несовершеннолетнего,
— его родителей и иных законных представителей,
— дату рождения такого несовершеннолетнего,
— аудиозапись его голоса,
— место его жительства или место временного пребывания, место его учебы или работы,
— иную информацию, позволяющую прямо или косвенно установить личность такого несовершеннолетнего.
Иными словами, данная норма вводит запрет на распространение любой информации о детях, которые пострадали в результате противоправных действий. Обращаем внимание, что не обязательно ребёнок должен быть пострадавшим в рамках уголовного дела. Формулировка закона «противоправные действия» охватывает любые действия лиц, совершенные не по закону.
Статья 41 закона «О СМИ» предусматривает три исключения, когда информация о пострадавшем ребёнке может быть предана огласке, если распространение такой информации осуществляется в целях защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, пострадавшего в результате противоправных действий.
Но! В этом случае журналист должен:
1) получить согласие несовершеннолетнего, достигшего четырнадцатилетнего возраста и пострадавшего в результате противоправных действий (бездействия), и его законного представителя;
2) получить согласие законного представителя несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста и пострадавшего в результате противоправных действий (бездействия);
3) согласие несовершеннолетнего, достигшего четырнадцатилетнего возраста и (или) законного представителя такого несовершеннолетнего не требуется, если получить это согласие невозможно либо если законный представитель такого несовершеннолетнего является подозреваемым или обвиняемым в совершении данных противоправных действий.
Согласие должно быть выражено ясно и недвусмысленно, оно может быть дано в любой форме, но предпочтительной является письменная. Если согласия нет, то необходимо освещать ситуацию так, чтобы личность несовершеннолетнего нельзя было идентифицировать.
Ответственность за распространение информации о пострадавшем ребенке:
— Административный штраф на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей с конфискацией предмета административного правонарушения (ст. 13.11 КоАП).
— Включение сайта, содержащего информацию о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий в «Черный список» Роскомнадзора. Иными словами, блокировка ресурса (ст.15.1 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).
2. В 2010 года был принят специальный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
Закон ценен тем, что дает подробную классификацию информации (понятийный аппарат).
Законом введена обязательная маркировка информационной продукции для детей.
При этом в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, предусмотрено создание единой автоматизированной системы «Единый реестр доменных имён, универсальных указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» («Черный список»).
Ответственность за нарушение установленных требований распространения среди детей информационной продукции, содержащей информацию, причиняющую вред их здоровью:
— административный штраф на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (ст.6.17 КоАП РФ).
3. В «Черный список» Роскомнадзора попадают материалы с порнографическим изображением несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении их в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятия порнографического характера (ст. 15.1 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»)
4. ФЗ «О рекламе» в целях защиты несовершеннолетних от злоупотреблений их доверием и недостатком опыта в рекламе не допускает:
1) дискредитацию родителей и воспитателей, подрыв доверия к ним у несовершеннолетних;
2) побуждение несовершеннолетних к тому, чтобы они убедили родителей или других лиц приобрести рекламируемый товар;
3) создание у несовершеннолетних искаженного представления о доступности товара для семьи с любым уровнем достатка;
4) создание у несовершеннолетних впечатления о том, что обладание рекламируемым товаром ставит их в предпочтительное положение перед их сверстниками;
5) формирование комплекса неполноценности у несовершеннолетних, не обладающих рекламируемым товаром;
6) показ несовершеннолетних в опасных ситуациях, включая ситуации, побуждающие к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью;
7) преуменьшение уровня необходимых для использования рекламируемого товара навыков у несовершеннолетних той возрастной группы, для которой этот товар предназначен;
8) формирование у несовершеннолетних комплекса неполноценности, связанного с их внешней непривлекательностью.
Ответственность за нарушение СМИ (= рекламораспространитель) законодательства о рекламе:
административный штраф на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей (ст.14.3 КоАП РФ).
4.«Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних» (Пекинские правила), принятые Резолюцией 40/33 Генеральной Ассамблеи 29 ноября 1985 года, так же направлены на оказание максимальной помощи несовершеннолетним в сложных ситуациях.
В п. 8.2 отмечено «в принципе не должна публиковаться никакая информация, которая может привести к указанию на личность несовершеннолетнего правонарушителя», в п. 8.1 «право несовершеннолетних на конфиденциальность должно уважаться на всех этапах, чтобы избежать причинения ей или ему вреда из – за ненужной гласности или из–за ущерба репутации».
5.Кодекс профессиональной этики российского журналиста, одобренный Конгрессом журналистов России 23 июня 1994 года также говорит о защите интересов ребёнка. В нем отмечена этическая норма, что «журналист должен также воздерживается называть по имени жертву преступления и публиковать материалы, ведущие к установлению личности этой жертвы. С особой строгостью данные нормы соблюдаются, когда журналистское сообщение может затронуть интересы несовершеннолетних».
Публикацию подготовила Елена Пальцева