В 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и статьи 29 и 402 Гражданского процессуального кодекса РФ будут внесены изменения, которые в сети уже окрестили «правом на забвение».
С 1 января 2016 года фраза «что попадает в Интернет, остаётся там навсегда», уже не будет звучать так актуально: принятый в третьем чтении законопроект обязывает операторов поисковых систем по запросам граждан удалять ссылки на информацию, которая является недостоверной, неактуальной или распространяемой с нарушением законодательства. Поправки касаются информации о гражданах, а не юридических лиц.
Что гражданин может потребовать удалить?
Информацию, распространяемую с нарушением законодательства Российской Федерации (т.е. без согласия гражданина), которая является недостоверной, а также неактуальной, утратившей значение для заявителя в силу последующих событий или действий заявителя, за исключением информации о событиях, содержащих признаки уголовно наказуемых деяний, сроки привлечения к уголовной ответственности по которым не истекли, и информации о совершении гражданином преступления, по которому не снята или не погашена судимость.
Добиться исчезновения ссылок на сведения о совершенных административных правонарушениях и дисциплинарных проступках можно будет в общем порядке.
При аннулировании ссылок не допускается анонимность. Закон четко указал те сведения, которые заявитель должен направить вместе с требованием об удалении информации:
—фамилию, имя, отчество, паспортные данные, контактную информацию (номера телефона и (или) факса, адрес электронной почты, почтовый адрес);
— информацию о заявителе, указанную в части 1 настоящей статьи, выдача ссылок на которую подлежит прекращению;
— указатель страницы сайта в сети «Интернет», на которой размещена информация, указанная в части 1 настоящей статьи;
— основание для прекращения выдачи ссылок поисковой системой;
— согласие заявителя на обработку его персональных данных.
В случае неполноты данных, оператор направляет уточняющий запрос, на который заявитель должен ответить в течение 10 дней (восполнить недостающие сведения).
Из системного толкования норм следует, что если в течение 10 дней дополнительная информация не поступила от заявителя, оператор освобождается от выполнения своей обязанности: закон говорит об однократности запрашивания оператором дополнительной информации.
В течение 10 рабочих дней с момента получения требования заявителя или уточненных заявителем сведений, оператор поисковой системы обязан прекратить выдачу ссылок на информацию, указанную в требовании заявителя, при показе результатов поиска по запросам пользователей поисковой системы, содержащих имя и (или) фамилию заявителя, уведомить об этом заявителя или направить заявителю мотивированный отказ.
Заявитель, считающий отказ оператора поисковой системы необоснованным, вправе обратиться в суд с исковым заявлением о прекращении выдачи ссылок на информацию, указанную в требовании заявителя.
Иски о прекращении выдачи оператором поисковой системы ссылок, позволяющих получить доступ к информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», могут предъявляться также в суд по месту жительства истца (подсудность по выбору заявителя: в суд по своему месту жительства или по месту нахождения оператора).
Эта норма дополнительно усиливает защиту граждан (территориальная доступность правосудия) и предполагает новые расходы для операторов, потому как иски будут подаваться гражданами со всех уголков России, а офисы операторов как правило находятся в Москве и Санкт-Петербурге. К общим расходам операторов добавятся транспортные и командировочные (если, конечно, они не будут ограничиваться письменными отзывами на иски).
Закон запрещает поисковикам раскрывать информацию о факте обращения к нему заявителя с требованием о прекращении выдачи ссылок.
P.S. В Государственную Думу РФ внесён законопроект, который предусматривает, что операторам будет автоматически назначаться 100-тысячный штраф, если суд признает отказ поисковика удалить ссылку необоснованным. Если поисковик откажется удалить ссылку и после этого судебного решения, сумма штрафа возрастет до 3 млн. руб.
Однако, профильный Комитет Госдумы по информационной политике считает такой размер штрафа завышенным и будет рекомендовать снизить размер штрафа.
Елена Пальцева