Реклама в СМИ: минное поле для редакций

В Петрозаводске состоялся семинар по теме «Реклама в СМИ: что и как рекламировать, чтобы не нарушить закон».

Реклама это информация, распространяемая через СМИ неопределённому кругу лиц. А поскольку это информация, то её содержание должно соответствовать не только общим требованиям (запрет на распространение сведений о частной жизни, персональных данных, порочащих и недостоверных сведений -список можно долго продолжать), но и не выходить за рамки тех ограничений, которые накладывает федеральный закон «О рекламе».

Закон «О рекламе» указывает нам на то, какой реклама не должна быть, т.е. действует от противного. Ограничений много и схематично данный закон с примерами недобросовестной рекламы можно посмотреть в презентации «Реклама и СМИ», любезно предоставленной нашим читателям Сергеем Волчковым, ведущим специалистом-экспертом отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы Карельского УФАС России.

Закон «О рекламе» сложный в понимании в силу того, что многие критерии имеют оценочный характер и не позволяют при сдаче номера в печать (или размещении на сайте) однозначно ответить: нарушает редакция закон или нет. Т.е. принцип правовой определенности во многих нормах закона «хромает».

Волчков Сергей Александрович, ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы Карельского УФАС России, Елисеев Алексей Александрович – старший помощник прокурора г. Петрозаводска.

В качестве иллюстрации приведем пример с размером шрифта. Закон часто требует, чтобы в тексте рекламы помимо яркого слогана и картинки, была необходимая для потребителя информация. Её объем зачастую велик. Возьмем к примеру рекламу финансовых услуг, ст.28:

Если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

Удивились?  И как этот массив вместить в небольшой рекламный блок? И здесь одним из вариантов будет использование мелкого шрифта.

Какой кегль выбрать, чтобы и закон не нарушить, и место сэкономить. Вопрос оценочный. И здесь было интересно наблюдать за логикой С. Волчкова, представителя Карельского УФАС. Первая его мысль, что читаемость текста надо определять исходя из того, что у человека зрение «единица». Продолжая мысль, С.Волчков отметил, что реклама рассчитана на неопределенный круг лиц, поэтому нужно как-то учитывать возможность прочтения текста людей с разным зрением. В общем трудности есть, здесь без экспертной оценки не обойтись.

Позиция  УФАС в случае, если шрифт признают нечитаемым:

если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама (часть 7 статьи 5 Закона о рекламе).

Выходит, что мелкий шрифт приравнивается по сути к отсутствию информации, являющейся обязательной в силу закона, а, значит, есть состав административного правонарушения по ст.14.3 КоАП, где штраф для редакторов — от 4000 до 20 000 рублей, для юридических лиц — от 100 000 до 500 000 рублей.

Участники семинара


Вопросов у редакций было много и договорились собраться ещё раз с целью погружения в особенности рекламирования отдельных видов товара, таких как алкоголь, медицинские услуги, чтобы правовых рисков в работе редакций было меньше.

Елена Пальцева

Метки:запреты, Карельское УФАС, ,

Еще нет комментариев.

Оставить Ответ