Ответственность СМИ за нецензурную брань

Ответственность за нецензурную брань для СМИ введена в России с апреля 2013 года — ч. 3 ст.13.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Статья предусматривает штраф за изготовление или распространение продукции средства массовой информации, содержащей нецензурную брань в размере для редактора – от 5 000 до 20 000 рублей, для юридического лица – от 20 000 до 200 000 рублей.

Но опасность здесь даже не в штрафах, хотя они, безусловно, высокие, а в том, что использование мата в СМИ рассматривается Роскомнадзором как злоупотребление свободой слова. За это выносится предписание. А два таких предписания (не обязательно за нецензурную брань) в течение года является основанием для лишения СМИ лицензии в судебном порядке.

Не будет считаться нарушением закона использование нецензурной лексики в прямом эфире теле-радиопрограмм, когда невозможно предусмотреть заранее, что именно может сказать приглашенный в студию гость либо замаскировать неприличные слова (ст.57 закона «О СМИ»). Если в комментариях был размещен текс с бранными словами, то редакция должна его удалить в течение суток после представления Роскомнадзора.  Если это не произойдет, то последует предупреждение.

Что считать нецензурной бранью?

Единого списка нецензурных бранных слов нет. Среди лингвистов существует мнение, согласно которому к нецензурным словам и выражениям относятся четыре общеизвестных слова (х.., п.., е…, б…), а также образованные от них слова и выражения.

Если слово заменено звездочками или «запикиванием» в теле-радио сюжете,  ответственность наступит, если слово останется узнаваемым.

Выявление иностранных бранных слов и выражений не является основанием для привлечения к ответственности редакции СМИ.

Судебная практика по делам об использовании нецензурных слов не очень богата, но некоторые примеры уже имеются.

Интересный случай произошел с  тульской газетой «Слобода» в 2008 году. Был размещен рекламный слоган «Похудение без диет и без запретов». Однако при верстке буква «д» из слова «Похудение» потерялась, и оно стало восприниматься как нецензурное. ФАС России привлекла издание к административной ответственности по ст. 14.3 КоАП РФ («Нарушение законодательства о рекламе»), наложив на него штраф в размере 60 000 руб.

Газета обжаловала решение ФАС и суд с ней согласился, указав, что имела место опечатка, которую нельзя рассматривать в качестве обсценизма, то есть бранного слова.

И второй пример. Допустима ли такая реклама в СМИ? Что здесь читается: нецензурное слово или слова «май», «лай», «вой», «пой» и т.д.?

На наш взгляд, допустимо, поскольку здесь можно прочитать различные вариации и отсутствует буква «Х». Нарушением было бы такая маскировка «Х**» и что совсем бесспорно, так этот вариант — «Х*Й».

Елена Пальцева

Метки:, ,

2 комментария к “Ответственность СМИ за нецензурную брань”

  1. Миша 16.05.2015 в 16:34 #

    Прикольный материал Нецензурная брань в СМИ и произведениях «массовой культуры» https://ceur.ru/library/articles/lingvisticheskaja_jekspertiza/item196235/

Trackbacks/Pingbacks

  1. Второе предупреждение за год получил журнал «Maxim» | Медиаюрист - 08.06.2015

    […] «Ляпис Трубецкой» Сергеем Михалком, содержащее нецензурную брань. Данное предупреждение этому изданию – второе в […]

Оставить Ответ