Ответственность СМИ за демонстрацию табачных изделий или процесса потребления табака

С 15 ноября 2013 года введет тотальный запрет на рекламу любым способом и в любое время суток табачной продукции и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, зажигалок.

Немногим ранее, в октябре 2013 года в Кодекс РФ об административных правонарушениях была введена новая статья, предусматривающая ответственность за демонстрацию табачных изделий или процесса потребления табака (ст.14.3.1.КоПА РФ).

Демонстрация возможна в:
— теле- и видеофильмах;
— в театрально-зрелищных представлениях;
— в радио-, теле-, видео- и кинохроникальных программах;
— публичное исполнение, сообщение в эфир, по кабелю или любое другое использование указанных произведений, представлений, программ.

Потребление табака — курение табака, сосание, жевание, нюханье табачных изделий (ст.2 ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»).

Какие новые требования предъявляет закон к редакциям?

За демонстрацию табачных изделий или процесса потребления табака, если это НЕ является неотъемлемой частью художественного замысла, введён административный штраф. Он зависит от того, кто привлекается к ответственности – должностное лицо или организация и от того, где факт демонстрации установлен – в передаче для взрослых или для детей («вилка» штрафов составляет от 20 до 200 тысяч рублей).

Термины «предназначенные для детей аудиовизуальные произведения» и «предназначенные для взрослых аудиовизуальные произведения» не определены действующим законодательством.

Вместе с тем, в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», под информационной продукцией для детей понимается информационная продукция, соответствующая по тематике, содержанию и художественному оформлению физическому, психическому, духовному и нравственному развитию детей.

Требование о запрете демонстрации табачных изделий или процесса потребления табака применяются ко вновь созданным произведениям. Под вновь созданными произведениями необходимо считать произведения, созданные после 1 июня 2014 года.

Во всех иных аудиовизуальных произведениях, включая теле- и видеофильмы, теле-, видео- и кинохроникальных программ, созданных до 1 июня 2014 года, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака, вещатель или организатор демонстрации должен обеспечить трансляцию социальной рекламы о вреде потребления табака непосредственно перед началом или во время демонстрации такого произведения, такой программы.

Cоциальная реклама о вреде потребления табака должна размещаться непосредственно перед началом или в любой момент времени в период демонстрации аудиовизуального произведения в любой форме (например, в виде самостоятельного аудиовизуального произведения (видеоряда) или путем наложения на кадр аудиовизуального произведения способом «бегущей строки» или иным способом).

Кроме того, информация о вреде потребления табака должна быть доведена до потребителей в воспринимаемой форме (в частности, читаемым шрифтом, имеющим достаточный для восприятия текста с телеэкрана размер и контрастность) (письмо ФАС России от 14.05.2014 № АК/19317/14 «О социальной рекламе о вреде потребления табака»).

Ответственность за неисполнение данной обязанности предусмотрена частью 5 статьи 14.3.1 КоАП РФ. Это штраф для должностных лиц в размере от 10 до 20 тысяч рублей; на юридических лиц — от 100 тысяч до 200 тысяч рублей.

Подводя итог сказанному, отметим:

1. За демонстрацию процесса курения, если это не оправдано художественным замыслом, предусмотрен административный штраф. Вопрос о том, есть ли художественный смысл в опубликованной фотографии в газете, будут решать коллегиальные совещательные органы, которые созданы при территориальных органах УФАС и при Роскомнадзоре.

2. При демонстрации произведений, созданных до 01 июня 2014 года, обязательно до или во время трансляции информировать зрителя о вреде табака.

3. Допускается демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака при информировании населения о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма в средствах массовой информации при проведении информационных кампаний.

Елена Пальцева

Метки:, ,

Еще нет комментариев.

Оставить Ответ