Обязано ли сетевое издание ставить знак информационной продукции?

Маркировка информационной продукции регулируется Федеральным законом № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Статья 11 закона содержит ряд исключений, когда допускается оборот информационной продукции без знаков «0», 6+,12+,16+,18+.  Отметим те исключения, которые имеют отношение к СМИ и сайтам в сети Интернет.

1) телепрограмм, телепередач, транслируемых в эфире без предварительной записи;

2) информационной продукции, распространяемой посредством радиовещания;

3) периодических печатных изданий, специализирующихся на распространении информации общественно-политического или производственно-практического характера;

4) информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», кроме сетевых изданий;

5) комментариев и (или) сообщений, размещаемых по своему усмотрению читателями сетевого издания на сайте такого издания в порядке, установленном редакцией этого средства массовой информации.

Как видно из приведенного перечня, законодатель в этой норме отошел от равенства при правовом регулировании  печатного и сетевого СМИ, указав, что общественно-политическое печатное СМИ освобождается от необходимости маркировка. А вот сетевое, даже если оно так же имеет общественно-политическую направленность, нет. Т.е. сетевое издание обязано маркировать свой ресурс.

Если же сайт в сети Интернет не зарегистрирован в Роскомнадзоре как сетевое издание (т.е. СМИ не является), то он так же НЕ обязан ставить знак информационной продукции.  Логику законодателя тут объяснить трудно, т.к. сайты в сети представляют собой куда большую информационную опасность для детей, нежели сетевые издания, которые находятся под постоянных вниманием Роскомнадзора и информационно более безопасны для детей.

Однако, системное прочтение закона № 436 позволяет найти ряд исключений для сетевых изданий. Они следуют из ст.1 закона, где перечислены сферы, на которые закон не распространяется:

1) оборота информационной продукции, содержащей научную, научно-техническую, статистическую информацию;

2) оборота информационной продукции, имеющей значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества;

3) рекламы.

Следовательно, если сетевое издание является научным журналом, то маркировку можно не ставить (это напрямую относится к рецензируемым изданиям). Что касается оборота информационной продукции, имеющей значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества, то тут есть люфт для маневрирования и, возможно, без экспертной оценки историков, культурологов определить значительность и ценность информации будет затруднительно.

P.S. Федеральный закон № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» был принят в 2010 году, однако вступил в силу с 1 сентября 2012 года.

Закон внутренне противоречивый, юридически несовершенен и не всегда согласуется с уже действующим федеральным законодательством РФ.

Но это не мешает судам активно применять к правонарушителям закона ч.2  ст.13.21 КоАП «Нарушение установленного порядка распространения среди детей продукции средства массовой информации», где штрафные санкции варьируются от пяти до двухсот тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.

Пальцева Елена

Метки:,

Еще нет комментариев.

Оставить Ответ