Номер и марку автомобиля можно указывать в публикации

Общественная коллегия по жалобам на прессу приняла решение по жалобе жительницы Санкт-Петербурга на статью о «чеченском Rolls Royce», опубликованную на сайте «Фонтанка.Ру».

В нем признается, что сама публикация (в отличие от заголовка) не несет негативной коннотации и, напротив, — играет высокую общественную роль.

В материале Александра Ермакова под названием «В деле чеченского Rolls-Royce нашлась женщина» говорится о стритрейсере, «грозе улиц», гоняющем на авто с госномером Х001АМ95 по дорогам Питера, причем указывается фамилия и имя, возраст и социальный статус владельца автомобиля, что, по мнению заявительницы жалобы, не только неэтично с точки зрения раскрытия персональных данных, но и приводит к разжиганию межнациональной розни, вольно или невольно заставляет читателей предвзято относиться к чеченцам.

Коллегия изучила текст статьи и доводы заявительницы и выразила свое отношение к поднятому вопросу: имела ли редакция «Фонтанки.Ру» основания для подготовки публикаций, героем которых стал водитель автомобиля с конкретными, хорошо различимыми на фотографии государственными номерными знаками?

Позиция Коллегии сводится к следующему:

  • Публикации (или серии публикаций) в СМИ об автомобилях и их водителях или владельцах, создающих реальную угрозу жизни и безопасности окружающих граждан и их имущества, нацелены на защиту общественных интересов и являются формой публичной защиты граждан от угроз, возникающих из-за общественно опасного вождения.
  • Подобные публикации зачастую высвечивают отсутствие адекватной реакции местных властей и соответствующих правоохранительных органов на вопиющие случаи пренебрежения нормами закона и правилами общежития, на бездействие (или имитацию деятельности) должностных лиц, в чьи прямые обязанности входит минимизация таких угроз и их последствий.
  • Редакции СМИ и отдельные журналисты вправе открыто отслеживать передвижения автомобилей, представляющих общественную опасность. Такие действия не могут быть определены как «преследование» или злоупотребление правами журналиста. Особое внимание СМИ к отдельным аспектам жизни людей, совершающих такие действия, должно рассматриваться как  отвечающее общественному интересу и оправданное с точки зрения медиаэтики (при условии соблюдения базовых для СМИ норм и стандартов).

Оправдывая издание, Коллегия в тоже время обращает внимание главного редактора «Фонтанки.Ру» на словосочетание «чеченский Rolls Royce» в заголовке.

«Особая функция заголовка – выделить суть материала, его ключевые слова и смыслы. Исходя из этого, Коллегия считает, что прилагательное «чеченский», вынесенное в заголовок журналистского материала, создает нежелательную коннотацию, наполняется дополнительными смыслами и может быть истолковано как отсылка к национальной принадлежности его водителя или владельца», — говорится в принятом решении.

Коллегия призывает редакцию к выверенному, аккуратному подходу к использованию слов, содержащих указание на национальность, тем более — в заголовках журналистских материалов. При этом она признает, что в  тексте материала, ставшего причиной информационного спора, национальный признак как некий ярлык использован не был.

Общественная коллегия по жалобам на прессу 

Метки:

Еще нет комментариев.

Оставить Ответ