Признаки наличия агитационной цели в деятельности СМИ

Для привлечения СМИ к ответственности за публикацию материалов, содержащих «скрытую агитацию», судам общей юрисдикции и (или) иными правоприменителями необходимо установить наличие либо отсутствие агитационной цели.

К сожалению, федеральные законы о выборах не содержат правового инструментария доказывания умысла на проведение противоправной предвыборной агитации со стороны СМИ.

Вместе с тем в качестве ориентира можно использовать следующие критерии:

  1. Наличие вопросов журналиста к интервьюируемому, носящих провокационный характер, то есть предполагающих ответ, способный иметь агитационный эффект (особенно, если интервьюируемый относится к лицам, которым запрещено проведение предвыборной агитации, например, является лицом, замещающим государственную должность).

Примеры таких вопросов:

“За кого Вы будете голосовать на предстоящих выборах?”, “Какой политической партии Вы отдаете предпочтение?”, “Что, по Вашему мнению, ждет страну (область, город и т.п.) в случае победы на выборах кандидата N(политической партии N)?”,“Чья победа на выборах наиболее желательна?” и т.п.

Аналогично можно рассматривать выбор журналистом (редакцией) провоцирующих тем для интервью (например, интервью с губернатором области, посвященное теме текущей избирательной кампании по выборам депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти области и расстановке политических сил на этих выборах);

  1. Несбалансированный подход к освещению каких-либо событий (предвыборных мероприятий кандидатов, избирательных объединений). Это может проявляться как в освещении незначительного информационного повода, так и в замалчивании информации о явно вызывающем общественный интерес событии. При этом, однако, необходимо учитывать, были ли представители организаций, осуществляющих выпуск средства массовой информации, своевременно уведомлены о соответствующем предвыборном мероприятии;
  2. Систематическое описание на протяжении длительного времени (но в рамках избирательной кампании) возможных последствий дальнейшего “нахождения у власти” определенного лица или политической силы или “прихода к власти” иного лица, иной политической силы;
  3. Сообщение недостоверной информации о кандидате, избирательном объединении.

Источник: Рекомендации ЦИК России для избирательных комиссий субъектов Российской Федерации по предупреждению и пресечению нарушений в сфере изготовления и распространения агитационных материалов в период избирательных кампаний, иных нарушений в сфере информационного обеспечения выборов, 2011 год

Метки:, ,

Еще нет комментариев.

Оставить Ответ