Как отделить журналистское освещение хода избирательной кампании от агитации за того или иного кандидата?

Я как редактор еженедельно пишу о том, чем занимались кандидаты. Стараюсь уделить каждому одинаковое количество печатных знаков (хотя тоже вопрос, обязан я это делать, если кандидат N на этой неделе никак не засветился и мне нечего читателям про него сказать?). Скажем, один кандидат, на мой взгляд, ведет кампанию грамотно, а другой творит глупости. И я об этом и пишу, высказываю свое мнение. А потом мне приходит из ЦИК предупреждение за то, что я явно благосклонен к одному кандидату (или партии), и, следовательно, агитирую за него…

В публикациях в периодических печатных изданиях сообщения о проведении предвыборных мероприятий должны даваться исключительно отдельным информационным блоком, без комментариев.

В них не должно отдаваться предпочтение какому бы то ни было кандидату, избирательному объединению, в том числе по времени освещения их предвыборной деятельности, объему печатной площади, отведенной для таких сообщений.

Это требования закона (п. 5 ст. 45 № 67-ФЗ) является императивным.

Закон не разрешает редакциям СМИ при подготовке материалов, связанных с выборами, руководствоваться в информировании избирателей своими субъективными предпочтениями.
Желание осветить яркую предвыборную кампанию кандидата N в ущерб другого кандидата (даже по причине его бездействия) будет являться нарушением закона и кандидат, чьи права нарушены, может обратиться в избирательную комиссию с требованием о привлечении СМИ к ответственности по статье 5.5 Кодекса об административном правонарушении.

И второе: как различить агитационный материал от аналитики журналиста?

Здесь важно исходить из того, что закон относит к предвыборной агитации. Это, в частности:
1. Призывы голосовать за кандидата, списки кандидатов и т.д. (на практике это достаточно легко определяется).
2. Выражение предпочтения какому-то кандидату. Вот с применением этой формулировки на практике сложнее.

Конституционный суд РФ указал в части толкования данной нормы, что «выражение предпочтения» является всего лишь одной из разновидностей высказывания мнения и не может быть запрещено законодательно. Если только не будет доказана специальная цель, а именно, направленность на поддержку либо на противодействие конкретному кандидату.

Специальная цель может быть установлена по следующим критериям (их совокупности):
а) Обнародование негативной информации об одном кандидате и замалчивание аналогичной информации о другом.
б) Замалчивание общественно значимой информации об одних кандидатах в сочетании с постоянным информированием других, даже самых незначительных действиях другого кандидата.
в) Неоднократность (два и более раза подряд) обращение к конкретному кандидату, партии и т.д.

3. Описание возможных последствий прихода к власти того или иного кандидата, партии. Должна быть так же установлена специальная цель.

Елена Пальцева

Еще нет комментариев.

Оставить Ответ