Журналисты Карелии замерили индекс открытости органов власти

В Карелии завершился медиа-проект «Рейтинг информационной открытости органов власти Карелии», инициатором и исполнителем которого выступила карельская редакция сетевого издания «7х7».

Перед участниками проекта была поставлена непростая задача – провести замер открытости органов власти, выявить наиболее «открытые» / «закрытые» ведомства с целью дальнейшего изменения ситуации по взаимодействию СМИ (= общества) с органами власти.

Модель работы была единой: по адресам электронной почты министерств и ведомств рассылались запросы с просьбой предоставить информацию (вопросы были разные, начиная от статистических и заканчивая аналитическими).

В каждом запросе было напоминание о нормах закона РФ «О средствах массовой информации», а именно, что подготовка ответа на редакционный запрос это не право, а обязанность органа власти (должностного лица) и что срок для ответа — 7 дней (а не 30 (!)).

Впоследствии ответы анализировались и при оценке главными было два критерия: соблюдение срока и полнота ответа.

Из 50 органов власти вовремя ответили 31 (!).

В список открытых органов власти вошли: Управление Роскомнадзора по РК,  Государственная жилищная инспекция РК, Министерство по природопользованию и экологии РК, Управление ветеринарии РК, Управление Росреесра по РК, Пенсионный фонд,  Управление ЗАГСа, Министерство образования РК,  Управление федеральной службы судебных приставов по РК, Министерство здравоохранения РК,  Управление Роспотребнадзора по РК, Управление МЧС России по РК.

В «черный список» по итогам проекта попали: Государственная инспекция труда Республики Карелия, Министерство социальной защиты, труда и занятости РК.

Эти ведомства не предоставили ответы даже после жалобы в прокуратуру.

Также обделили своим вниманием Зубарев И.Д. (член Совета Федерации ФС РФ от Законодательного собрания Карели) и Катанандов С.Л.  (член Совета Федерации ФС РФ от исполнительной власти (занимал эту должность в период реализации проекта)). В.Н. Пивненко (депутат Государственной думы ФС РФ) формально ответ направила, сообщив, что всю информацию о ее работе можно найти на сайте Госдумы.

Неплохой результат по степени открытости показали силовые структуры, за исключением УФСБ.

И, внимание!

По рейтингу открытости на первом месте по итогам проекта стало Северо-западное таможенное управление, на втором – Государственное унитарное предприятие РК «Автомобильные дороги Карелии», на третьем – Министерство финансов республики Карелия.

Информационная открытость органов власти – важный индикатор реализации конституционного права – права на свободу слова и мысли, ибо свобода слова оценивается не только по количеству претензий надзорных органов после публикации, но и по количеству необоснованных отказов в представлении информации по запросам редакций и формальных ответов.

Продолжая мысль, позволим себе сделать следующие выводы:

1.Самая закрытая ветвь власти –законодательная, чуть лучше обстоят дела с властью судебной, однако суды не склонна отвечать на вопросы.

2.Не все органы власти рассматривают необходимость отвечать на запросы редакций как обязанность, которая у них возникает в силу прямого указания федеральных законов.

3.Власть не боится ответственности за непредставление информации.

Возможно, причина в невысоких штрафах за отказ в преставлении информации (штраф от пяти тысяч до десяти тысяч рублей).

4.При получении ответов есть риск, что ответ будет недостоверным.

5.Любимая причина, по которой отвечают отказом –это защита персональных данных чиновника.

Елена Пальцева

Еще нет комментариев.

Оставить Ответ