Георгиевская ленточка в рекламе – закон не запрещает, но суды наказывают

С 2005 года в России ежегодно, в преддверии празднования Дня Победы, проходит акция «Георгиевская ленточка».

Юридически статус Георгиевской ленточки как символа победы в Великой Отечественной войне не закреплен. В Кодексе акции отмечено, что распространяемые в рамках акции Георгиевские ленточки являются  символическими лентами, репликами традиционного биколора георгиевской ленты, используемого в том числе в оформлении покрытия колодок ордена Славы, учрежденного в 1943 году.

Кроме того, указано, что Георгиевские ленточки нельзя продавать, а также использовать для продвижения товаров и услуг. Указанные правила не имеют характера обязательных.

В практике арбитражных судов России имеется несколько решений, в которым давалась оценка законности и этичности использования ленточек и образа солдата в рекламе. Решения разные.

Пример № 1  

ООО «Торговый дом «БФК-Енисей» против Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю, оспаривался административный штраф в размере 100 000 рублей за нарушение ч.6 ст.5  ФЗ «О рекламе»

2

в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

Суды согласились с позицией УФАС, что использование в рассматриваемой рекламе образа солдата Советской Армии в гимнастерке и пилотке с красной звездой вместе с указанными выше выражениями с учетом размещения рекламы за три дня до Дня Победы (5 мая) направлено на то, чтобы рекламируемый товар воспринимался как имеющий связь с победой в Великой Отечественной войне.

Суды решили, что указанная реклама содержит оскорбительный образ, принижает значимость исторического события, следовательно, является ненадлежащей.

Пример № 2

ООО «Капитан» против Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области, так же оспаривание штрафа.

Оценка была дана рекламе телевизоров, содержащей в том числе изображение ленты с полосами коричневого и черного цвета и надписи: «ПОБЕДНЫЕ ЦЕНЫ!», «5-31 МАЯ».

В этом примере суды не согласились с позицией надзорного органа и отменили наложенный штраф.

Административное дело Липецким УФАС было возбуждено после получения положительной экспертизы заведующей кафедрой культуры ЛГТУ, кандидата культурологии, доцента Томилиной Н.Ю.

Был сделан вывод:

Георгиевская ленточка как историко-культурная категория имеет отношение к ряду других государственных символов и в контексте анализируемого рекламного послания оскорбляет память погибших при защите Отечества, дискредитирует саму идею воинской Славы, наносит нравственный урон ветеранам и представителям старшего поколения, оказывает негативное влияние на подрастающее поколение, превращает символ гордости за свою Родину в предмет, продвигающий определенный товар в сегменте бытовой техники и электроники.

Суды отменили решение комиссии УФАС по Липецкой области, указав следующее:

  1. Георгиевская лента — двухцветная лента к ордену Святого Георгия, Георгиевскому кресту, Георгиевской медали, являющаяся знаком доблести и славы, также связана с героическими событиями Великой Отечественной войны. Изображение Георгиевской ленты, как символа воинской Славы и празднования Дня Победы, является общеизвестным в Российской Федерации.
  2. Вместе с тем, нормативно-правовое регулирование в отношении Георгиевской ленты, закрепляющее ее официальное описание (изображение), а также цели и порядок использования в Российской Федерации отсутствует.
  3. Ни в проведенном по запросу УФАС России по Липецкой области исследовании спорной рекламы, ни в отзыве Совета ветеранов не оценивался сам образ ленточки на предмет оскорбительности, а говорилось лишь об этичности использования символа победы для получения прибыли. При этом в действующем законе о рекламе не содержится понятия «неэтичная реклама».

Сам по себе использованный в рекламе образ ленты не может быть признан оскорбительным.

Порядок использования изображения Георгиевской ленты, а так же другой военно-патриотической символики, действующим законодательством не урегулирован.  Как показывают примеры, это приводит к неэтичному их использованию в рекламе. Во избежание судебных споров, возможно, следует внести в закон «О рекламе» запрет на использование символов победы.

Елена Пальцева

Метки:,

Еще нет комментариев.

Оставить Ответ