Судьи все чаще закрывают процессы по резонансным делам

Дело бывшего замглавы Петрозаводска, а ранее председателя Госкомитета Карелии по госимуществу Дениса Косарева будет рассматриваться в закрытом режиме.

И это означает, что журналистов в зале заседания не будет, а читатели узнают о коррупционном деле лишь то, что о нем пожелают рассказать сам обвиняемый и сторона обвинения. Вердикт, в лучшем случае, будет оглашен публично.

Суд удовлетворил ходатайство адвоката обвиняемого о закрытии процесса по тому основанию, что в деле есть информация о состоянии здоровья Косарева. Это является его медицинской тайной, а значит, дело должно исследоваться без посторонних.

Верно ли поступил суд в этой ситуации и можно ли было закрыть часть процесса, где исследуются документы из медицинской карты обвиняемого?

Основной принцип правосудия, который заложен и в Конституции РФ и в основе судебной реформы – это принцип открытости и гласности. В силу ст.123 Конституции РФ, разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Для уголовного дела таким законом является Уголовно-процессуальный кодекс, ст.241. В ней сказано, что разбирательство уголовного дела в суде проходит в закрытом режиме в случае, если это может привести к разглашению государственной или иной охраняемой федеральным законом тайны. Медицинская тайна является охраняемой законом тайной.

Определение суда о рассмотрении уголовного дела в закрытом судебном заседании может быть вынесено в отношении всего судебного разбирательства либо соответствующей его части.

Ключевым тут является слово МОЖЕТ. Законодатель решение этого вопроса полностью отдал на откуп судьям. Поэтому оспорить определение суда о закрытии всего процесса, а не его части, практически невозможно, ведь судья дает оценку доводам «по своему внутреннему убеждению», «руководствуясь при этом законом и совестью».

С другой стороны, принцип публичного разбирательства коррупционных дел нивелируется полностью, нарушается баланс между независимостью судей и интересом общества к деятельности судов, нарушаются профессиональные права журналистов при освещении общественно важных тем. Только вот эта позиция вряд ли будет поддержана судами даже и по той причине, что излишнее внимание и детали коррупционных дел подрывают и без того хилый авторитет государственной власти и способны нанести урон репутации тех чиновников, которым удалось остаться в тени уголовных дел.

Елена Пальцева

Еще нет комментариев.

Оставить Ответ