Верховный суд России обобщил судебную практику по выборам

20 декабря 2017 года Верховный суд РФ подготовил обзор судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

Мы подготовили для вас выдержки из данного документа по вопросам проведения предвыборной агитации.

1.В случае использования кандидатом в агитационных материалах своих изображений, в том числе среди неопределенного круга лиц, получение согласия этих лиц на использование таких изображений не требуется. 

Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения Судебной коллегией по административным делам, отказано в удовлетворении административного искового заявления В. о признании незаконным решения избирательной комиссии об отказе в удовлетворении жалобы о принятии мер к пресечению деятельности по распространению агитационного печатного материала К.

Названный агитационный печатный материал содержал изображение кандидата К. среди неопределенного круга лиц. В силу части 9.1 статьи 62 Федерального закона № 20-ФЗ использование в агитационных материалах изображений физического лица допускается в случае использования кандидатом своих изображений, в том числе среди неопределенного круга лиц (пункт 2). Получение согласия на использование таких изображений не требуется (часть 9.2 названной статьи).

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 152.1 Гражданского кодекса Российской Федерации согласие гражданина на обнародование и дальнейшее использование его изображения не требуется в случае, когда такое изображение получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования.

Агитационный печатный материал кандидата К. соответствовал приведенным выше требованиям закона, так как содержал фотографические изображения кандидата среди неопределенного круга лиц, полученные при съемке на съезде политической партии, и изображения этих лиц не являлись основным объектом использования.

В связи с этим правовых оснований для удовлетворения административного искового заявления не имелось.

2.В силу пункта 6 статьи 48 Федерального закона № 67-ФЗ и части 8 статьи 62 Федерального закона № 20-ФЗ запрещается привлекать к предвыборной агитации лиц, не достигших на день голосования возраста 18 лет, в том числе использовать изображения и высказывания таких лиц в агитационных материалах.

Однако названные положения не препятствуют использовать изображение кандидата среди указанных лиц, полученные при съемке на публичных мероприятиях или в местах, открытых для свободного посещения, за исключением случаев, когда изображение лиц, не достигших на день голосования 18 лет, является основным объектом использования.

3.Организации, выполняющие работы или оказывающие услуги по изготовлению печатных агитационных материалов, обязаны обеспечить кандидатам равные условия оплаты изготовления этих материалов.

Л. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решения и постановления избирательной комиссии, которыми представленный кандидатом печатный агитационный материал был признан изготовленным с нарушением требований законодательства и запрещен к распространению.

Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения Судебной коллегией по административным делам, в удовлетворении заявленных требований отказано по следующим основаниям. Согласно пункту 11 статьи 54 Федерального закона № 67-ФЗ организации, индивидуальные предприниматели, выполняющие работы или оказывающие услуги по изготовлению печатных агитационных материалов, обязаны обеспечить кандидатам, избирательным объединениям, выдвинувшим списки кандидатов, равные условия оплаты изготовления этих материалов.

Пунктом 5 названной статьи установлен запрет изготовления печатных агитационных материалов в организациях и у индивидуальных предпринимателей, которые не выполнили указанные требования.

Судом установлено, что организацией опубликованы сведения об условиях оплаты работ (услуг) по изготовлению печатных агитационных материалов.

При этом из представленных кандидатом в избирательную комиссию документов следовало, что стоимость изготовления агитационного материала ниже стоимости, сведения о которой были опубликованы этой организацией ранее.

Условия предоставления скидок в зависимости от тиража печатных агитационных материалов организацией опубликованы не были, что исключало возможность применения этих скидок.

Таким образом, организацией в нарушение приведенных выше требований закона не были обеспечены равные условия оплаты изготовления печатных агитационных материалов, что явилось основанием для запрета их изготовления и распространения.

4.Перечень указываемых в информационном плакате биографических данных каждого зарегистрированного кандидата, внесенного в избирательный бюллетень для голосования, устанавливается Центральной избирательной комиссией и дополнению не подлежит.

К. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании действий избирательной комиссии, отказавшей ему во включении в информационный плакат о кандидате помимо содержащихся в нем сведений информации о присвоенных кандидату квалификациях по окончании высших учебных заведений.

Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения Судебной коллегией по административным делам, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Согласно части 4 статьи 78 Федерального закона № 20-ФЗ объем биографических данных зарегистрированного кандидата, подлежащий размещению в информационном плакате на информационном стенде, устанавливается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

Центральной избирательной комиссией Российской Федерации такой объем информации был установлен. Определено, что на информационном стенде (информационных стендах) информационного плаката должны быть указаны следующие сведения о профессиональном образовании: организация, осуществляющая образовательную деятельность, и год ее окончания. Также могут включаться представленные кандидатами и подтвержденные документально сведения об ученой степени, ученых званиях.

Судом установлено, что в изготовленном избирательной комиссией информационном плакате содержались биографические данные зарегистрированного кандидата К. в объеме, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

В связи с этим правовых оснований для удовлетворения административного искового заявления не имелось.

5. Зарегистрированные товарные знаки социальных сетей могут быть использованы кандидатом в агитационных материалах с согласия правообладателей этих товарных знаков.

Г. обратился в суд с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата в депутаты Е. В обоснование требований указал, что в период избирательной кампании кандидатом Е. допущены нарушения избирательного законодательства, выразившиеся в использовании без согласия правообладателей в своем агитационном материале объектов интеллектуальной собственности, а именно логотипов и названий социальных сетей «ВКонтакте» и «Твиттер».

Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения Судебной коллегией по административным делам, в удовлетворении административного искового заявления отказано по следующим основаниям. Судом установлено, что кандидатом Е. в избирательную комиссию представлены копии и электронные образы печатных предвыборных агитационных материалов, в которых использованы общеизвестные названия и логотипы социальных сетей «ВКонтакте» и «Твиттер».

Правообладателем товарного знака Twitter является Твиттер, Инк., Соединенные Штаты Америки. Правообладателем товарного знака ВКонтакте является ООО «В Контакте».

Использование кандидатом Е. указанных товарных знаков произведено с ведома и согласия правообладателей, что подтверждено соответствующими доказательствами, в том числе лицензионным договором, нотариально удостоверенным переводом лицензионного договора о предоставлении ограниченного права использования товарного знака Twitter, а также письмом ООО «В Контакте», из которого следует, что правообладатель дает согласие на использование кандидатом Е. в агитационных материалах товарных знаков ООО «В Контакте» как посредством их размещения на агитационных материалах, так и посредством указания ссылки на страницу с целью информирования о присутствии кандидата в социальной сети «ВКонтакте».

При таких обстоятельствах не имелось оснований полагать, что кандидатом Е. допущено нарушение законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

6. В статье 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплен исчерпывающий перечень результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, которым предоставляется правовая охрана. 

Эмблема политической партии подлежит правовой охране лишь в случае, если она зарегистрирована в качестве товарного знака.

С полным текстом документа можно ознакомиться по ссылке.

Елена Пальцева

Еще нет комментариев.

Оставить Ответ